Текущее время: 16 окт 2019 12:20




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 20 фев 2013 21:56 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
Валентин Семёнович Непомнящий — российский литературовед, доктор филологических наук,специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина.

Есть одна очень интересная черта. Достоевского знает весь мир, и признает. Почитает Толстого, Чехова и т.д. Они все в переводе внятны. Пушкин в переводе, если говорить совершенно честно, недоступен. Человеку, не знающему русского языка и России, Пушкин чужд. Для него он в лучшем случае талант, замечательный, любопытный, занятный, окруженный какими-то загадками поэт, но не то, что он на самом деле для нас. Здесь – стена. Тот, кто не знает Россию, не может понять Пушкина, даже хорошо зная русский язык. Нужно обязательно знать, и лучше бы любить, Россию, чтобы понять, что такое Пушкин, как мы это понимаем. Да и мы сами-то его не очень хорошо понимаем
Итак, Пушкин – загадка для всего культурного мира. Но есть другая загадка для всего мира, и не только в культурном – в широком смысле. Есть такая загадочная вещь – она называется “русская духовность”. Весь мир знает, что у России какая-то “особая” духовность (“загадочная русская душа”) И вот я прихожу к выводу, что есть некоторая аналогия между этой непонятностью Пушкина для всего мира и таинственностью русской духовности для всего мира. Все, кто занимается Пушкиным, говорят, что его черты трудно определить. Можно сказать: Лермонтов – мятежность, Тютчев – космизм, пантеизм, Толстой – диалектика души, психологизм. Есть “чеховские интеллигенты”, “тургеневские девушки”, “гоголевские типы”… Ничего подобного у Пушкина нет: нет “пушкинских типов”, нет, скажем, “пушкинских дворян” или “пушкинских мужиков”. Его трудно ухватить. Гоголь, обожавший и превозносивший Пушкина, говорил, что у него нет личности. Но ведь и русская духовность в мире признается несколько аморфной. Но примерно то же самое говорили и говорят о Пушкине: “поэт вообще”.
Или, скажем, “всемирная отзывчивость” Пушкина, о которой сказал Достоевский. Ведь тот же Достоевский говорит, что всемирная отзывчивость характерна для русского человека вообще, для России. Здесь опять-таки Пушкин похож на вот эту русскую духовность. Одним словом, явление Пушкина и явление русской духовности, русской культуры, России – это явления из очень близких рядов.
Замечательно вот еще что. Эта самая духовность, о которой мы говорим, имеет в мире этническое определение – “русская”. Понятно почему: видимо, для всего мира это качество сосредоточено именно в России, ассоциируется именно с Россией. Но если внимательно читать Евангелие, если хорошо вникнуть в учение Православной Церкви, то мы увидим, что та духовность, которую называют русской духовностью,– это есть и Православие.
K чему сейчас такой широкий контекст? Я не буду останавливаться на различиях между нашим христианством и западным. Просто, когда я рассказываю это менее квалифицированной аудитории, я говорю: посмотрите на два распятия, православное и католическое: ведь на нашем распятии руки Христа раскинуты почти горизонтально, это символ объятия, а на западном – провисшее тело, то есть главное – телесная мука. Вспомним также: на западе исчезла икона, а появилась картина. Картина, на которой изображен Спаситель, святые, является моим объектом, я на них смотрю, они предо мною предстоят. A перед иконой – ты предстоишь. И это условно называется “обратной” перспективой (а та – вроде “прямая”). Это не частность и не случайность, тут коренное различие духовных установок. В чем оно?
На Западе главный праздник – Рождество. “Нет гнезда выше орлиного, нет праздника выше Рождества”,– говорит немецкая пословица. Почему? A потому, что Бог так любит меня, что Он мне уподобился. A раз так, раз Бог уподобился мне такому, каков я есть,– стало быть, я хорош таков, как есть…
A у нас главный праздник – Пасха, и это совсем другой подход: в Пасхе, в Своих страданиях, в Воскресении Бог зовет меня Ему уподобиться: “Возьми свой крест и иди за Мной”.
Это разные точки отсчета. У них отсчет, грубо говоря, “снизу”, от меня, а у нас отсчет “сверху”, от Бога (или, на светском языке,– от Идеала). Вот в чем разница западного и восточного христианства. Разные точки отсчета рождают и разную перспективу: у них – линейная, у нас так называемая обратная. Не Бог предстоит мне на картине, а я предстою перед Богом. И я должен тянуться к Нему, а не он мне уподобляться на каждом шагу.(В.Непомнящий)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2523264 "Евгений Онегин". Читает и толкует Валентин Непомнящий
Вы услышите весь роман – от первой до последней главы и рассказ, не лекцию, а именно живой, увлекательный, полный глубокого чувства и смелой мысли рассказ. Исследователь покажет, что за чудо этот роман, почему и зачем он написан Пушкиным, что и как в нем происходит и почему происходит именно так, а не иначе, почему «Евгений Онегин» являет нам в своем роде сердце всей русской литературы, а тем самым, может быть, и всей русской культуры; в чем художественное, нравственное, духовное – одним словом, человеческое – значение романа для России, для нас с вами.Он не исполняет «Онегина», а проживает его вместе с нами. В этом чтении выдающегося исследователя – точном, выразительном и совершенном – с ним не может соперничать ни один артист.

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 21 фев 2013 21:59 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
"Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: "Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас"" (Е.И.Рерих).
На мой взгляд таким человеком,который может помочь нам увидеть красоту произведения искусства,понять его глубинный смысл является Михаил Казиник.
Михаил Казиник напоминает человека эпохи Возрождения: виртуозный скрипач, искусствовед, поэт, драматург, ведущий теле- и радиопрограмм (в том числе Нобелевского концерта), он постоянно живет в Швеции. В России же, из которой Казиник эмигрировал в начале 90-х, его имя с немалым для себя удивлением открыли несколько лет назад многочисленные любители музыки и представители интеллектуальной элиты.
Автор бестселлеров "Тайны гениев - Книга для людей с еще не потерянной генетической памятью" и "Волновые пути к музыке", Казиник активно гастролирует с лекциями по всему миру.Любое его выступление - это событие, потому, что Казиник умеет рассказывать так, что публика, завороженная магией его обаяния и эрудицией, замирает от восторга. Что на самом деле произошло между Моцартом и Сальери, что кроется за полотнами Рембрандта? Чего мы не знаем о "Лунной сонате" Бетховена? Какие загадки прячутся в знакомых с детства стихах Пушкина и повестях Гоголя? Превращать всем, казалось бы, известные культурологические факты в захватывающие детективы с неожиданным концом - особый дар Михаила Казиника. Редкий талант - похожим даром обладал на нашей памяти разве что Ираклий Андроников.
"Всякое великое искусство - это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, - испорченный приемник. Я его ремонтирую", - говорит Казиник.
Искусство подлинное никогда не обращается к толпе, но лишь к одному Человеку.
К его глубочайшим возможностям и способностям взывают фуги Баха и симфонии Моцарта,картины Рембрандта и романы Достоевского,могучие соборы и мечети, устремлённые в Космос, к своей великой колыбели.
Но способности к восприятию искусства не лежат на поверхности.Как всё подлинное, искусство требует погружения в себя. Сделать это как раз труднее всего, ибо мир ориентирован на поверхностность суждений, мгновенность восприятия, однозначность оценок.- В массовое сознание постоянно, по всем существующим каналам внедряется «культура» специфического рода, оглупляющая людей, чудовищно снижающая эстетическую планку. Почти вся постсоветская попса - это раковая опухоль, показатель того, что в макроорганизме, на уровне страны, подавлен механизм сопротивления.Бороться с опухолью нужно путём создания механизма сопротивления. Но не военного сопротивления, а мягкого, незаметного, творческого. В этом моя роль.Я не могу своими концертами победить преступность, но могу помочь сформировать сознание некоторому количеству людей, которые не захотят жить в мерзости и преступности и сами станут изменять пространство.(М.Казиник)

Я с огромным удовольствием и пользой слушаю радиопередачи М.Казиника Тайные знаки культуры.Скачать все передачи http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3400614
Прослушать первую http://yadi.sk/d/UYlX-DDW1zDQU
И с радостью присоединяюсь к восторженным отзывам его слушателей
Вы скульптур человеческих душ – каждая ваша программа словно отсекает все ненужное, весь шлак и мусор, открывая мне же мою же собственную душу, обнаруживая такие уголки, о которых я и не подозревала. Ах, если бы мне кто-нибудь сказал, что я буду сидеть в мурашках, слушая Дворжака (о котором я еще пару месяцев назад ничего не знала)….
Михаил Семенович, искреннее Вам спасибо за Ваши чудесные передачи! Вам поистине удается оживить наши души эликсиром волшебной музыки.
"Наша жизнь - копилка впечатлений и Ваше чудодейство заняло в моей душе своё достойное место. В благодарность Вам - моё стихотворение "Скрипач". Оно написано не сейчас и посвящалось другому виртуозу - Никколо Паганини, но очень соотвествует по нерву моему впечатлению от Вашей искренной энергетики. Маэстро! Браво!"
Скрипач
По коже - иглами мурашки...
По сердцу - ангел босиком...
Скрипач мелодию однажды
По струнам пляшущим смычком
Вливал в мою больную душу...
От звуков пьян, я слушал, слушал
Не поддающийся словам
Поток чарующих созвучий...
Мир становился чище, лучше,
Подвластный чутким мастерам
Смычков... пюпитров... закорючек,
Покрывших нотные листы,
Для нас - немых, для них - поющих...
Пусть неказисты и просты
Следы пера на нотном стане,
А сердце, что рождало ритм
Давно уж биться перестанет,
Но лишь встревожит вновь рука
Движеньем лёгкого смычка
Ряд струн, дрожащих перед ним -
И оживает танец нимф,
Что был спрессован и уложен
На разлинованный листок,
Который, вымолчав лет сто,
Вдруг разливается по коже,
Впиваясь в душу сотней игл...

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 22 фев 2013 20:55 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
М.Казиник
Жили-были дед и баба...И была у них Курочка Ряба...
Все мамы рассказывают своим детям сказку про «Курочку Рябу». Но ведь «Курочка Ряба» - не сказка, а ошибочно принятая за неё мудрая философская притча. Если с этим не согласиться, то смысл «Курочки» как сказки выглядит, по крайней мере, нелепо. И вправду, однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, то есть создала произведение искусства - слиток золота яйцеобразной формы, совершенной обработки (ну представьте себе, скажем, яйцо Фаберже!).
А глупые дед и баба этого не поняли, не оценили и стали вести себя с золотым яйцом, как всю жизнь вели себя с простыми: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях.
Затем-следует эпизод с мышкой, которая, махнув хвостиком, сделала то, чего не удалось сделать ни деду, ни бабе. Яичко упало и разбилось.Нелепость ситуации только подчёркивает тот факт, что весь эпизод с мышкой - лишь тест, проверка деда и бабы на реакцию.
Разбилось, что будут делать теперь?Но почему «плачет дед и плачет баба»? Может быть, они поняли, что свершилась трагедия - погибло творение искусства? Вовсе нет. Плачут потому, что они остались без яичницы!!!И вот тогда курочка произносит мораль притчи: «Не плачь, дед; не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко - не золотое,а простое».То есть вы получите то, что ожидаете, то, что заслуживаете.
«Курочка Ряба» -это великая притча о шансе.
О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения,но мы - зашорены,зомбированы,способны жить без чудес,без глубинного зрения и слуха.Не случайно именно маленькая девочка неполных семи лет, рано научившаяся читать и писать, сочинила письмо к Курочке Рябе. Я не помню его дословно, но мысль письма такова:«Дорогая Курочка Ряба!Очень прошу тебя - снеси мне золотое яичко.Я не буду его бить, я поставлю его на мою полочку и буду всем-всем показывать.Все станут любоваться и говорить: «Какая молодец, Курочка Ряба, какое прекрасное яичко она снесла!»Вот где конгениальность восприятия!Только у маленькой девочки художник оценен по достоинству.

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 23 фев 2013 20:18 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
(М.Казиник)
В стихотворении Пастернака, которое начинается знаменитыми строками:
«Во всём мне хочется дойти.До самой сути»,появляется образ Шопена - гениального польского композитора. Вот они эти строки:
«Так некогда Шопен вложил. Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил. В свои этюды».
Прочитайте выделенные мною слова, и вы почувствуете смысловой нонсенс -«живое чудо... могил»
Как это возможно?
Да ведь это - вся жизнь Фредерика Шопена, спрессованная в несколько слов!Дело в том, что Шопен, как и Моцарт, всю свою жизнь жил под знаком сознания близкой смерти. Когда ему было лишь 19 лет - врачи определили у него наихудший вариант туберкулёза.Эта болезнь и сегодня, в эпоху куда более высокого уровня медицины, считается одной из тяжелейших. А уж тогда постановка этого диагноза была равносильна смертельному приговору.
Но против всякого ожидания, Шопен прожил с этим диагнозом ещё 20 лет.
И это невероятно! Особенно если знать, что болезнь иссушила тело гениального композитора до того, что он при росте в 176 сантиметров весил около 50 килограммов! Можно сказать, что телесного вещества почти не было, а были руки необычайной красоты, с длинными пальцами, длинные волосы и огромные печальные глаза! При таких цифрах соотношения роста и веса, при таком диагнозе, при столь ранимой нервной системе, при том что Шопен бесконечно кашлял кровью, он никак не должен был прожить и трёх лет. И здесь, как это часто бывает в искусстве, мы сталкиваемся с необъяснимыми явлениями.
Тайна «долголетия» великого композитора и пианиста проста.Когда Шопен находился за роялем, сочиняя или исполняя музыку, он не кашлял. Это время не засчитывалось как время движения к смерти.И когда мы слушаем музыку Шопена, то немедленно чувствуем, что вся эта музыка - борьба с несуществованием, невиданный протест против смерти.И только иногда в некоторых мазурках, вальсах, прелюдиях, балладах проступает Смерть.То - как усталость, то - как смертельный холод, то -как удары Судьбы.
Поэт Борис Пастернак хорошо знал и любил музыку Шопена.
Глубина его знания и чувствования подарили нам этот невероятный поэтический образ «живого чуда могил».
Не ищите здесь логику вне поэтического языка,ибо в этих строках спрессованно до плотности чёрной дыры не только знание,но и глубочайшее чувствование шопеновской музыки и судьбы.
Да и писал же Пастернак в другом стихотворении: «И здесь кончается искусство. И дышит почва и судьба».
Именно здесь, в сражении со смертью, - говорит Пастернак, - заканчивается искусство как искус и как искусственность, но оно же открывается как Вечность.

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2013 20:14 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
(М.Казиник)Примерно в то же время когда я читал Достоевского, мне попалась на глаза маленькая книжечка о традициях русской культуры.(Сейчас уже не помню, сколько и какие там авторы, у меня её давно кто-то зачитал).Но ясно помню потрясшую меня до глубины души историю времён русской дореволюционной гимназии.История следующая. Это было в 1913 году. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что написано на медальоне, который тот всегда носил на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме пяти нотных линеек и четырёх нот: соль-диез -си - фа-диез - ми.Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала:Дядюшка, я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас». И вот здесь возникает вопрос. Вы представляете себе, КАК УЧИЛИ ЭТУ ДЕВОЧКУ, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Оказалось, что этот медальон - столь оригинальное признание в любви, когда-то полученный девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой.
Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет! Каким же образом её успели ТАК НАУЧИТЬ. И не в специальной музыкальной школе, и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да ещё в начальных классах.
Вопрос «как учили эту девочку» я уже задал, теперь задам ещё один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений только об уровне образования, а касается вопросов генофонда.КАК нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошёл к такой девочке, заговорил с ней, заинтересовал её как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал её сердце?Здесь уже никакими модными штанами и престижными кроссовками делу не поможешь.Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое я условно называю «дискотечностью». К этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдёт.Таким образом, речь здесь идёт об УРОВНЕ КОНТАКТА, уровне духовного, культурного соответствия. Мальчик обязательно должен быть духовным партнёром этой девочки, находиться на уровне этой девочки, её духовных запросов и приоритетов.
Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или, лучше сказать, формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.
Но существовал ли в русском обществе того времени мальчик - достойный партнёр нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не задумывались, почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки? Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда - конечно же, да!!!
Вдумайтесь, что это за образ - офицер, играющий на рояле? Да это же символ мужской гармонии - сочетание офицерства и музыки.С одной стороны, офицер - защитник, воин, а с другой -тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шопена.
У вас, читатель, голова не кружится от моих необузданных фантазий?
А ведь я ничего не придумываю - читайте побольше русскую литературу того времени.
А поэтические диспуты с сочинением и чтением собственных стихов прямо в казарме не хотите? А знание трёх-четырёх иностранных языков? Ура!
Мы нашли нашей девочке партнёра! И речь здесь идёт о достойном партнёрстве, поверьте.
Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобного которому, думаю, история человечества до сих пор ещё не знала. И большая часть того, что в мире известно и ценимо в русской культуре - именно эти сто лет невиданного расцвета литературы, поэзии, музыки, изобразительного искусства.
Люди, ставшие участниками этого невероятного, не имеющего аналогий в истории культуры духовного и творческого взрыва, своим поведением, глубиной мышления, человечностью обозначили уникальнейшую группу русских людей, которую мы с гордостью именовали:
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.
Об этом чисто русском явлении нужно писать огромные, серьёзные исследования, необходимо изучать этот феномен.И действительно: как СТРАНА, не знавшая античной эпохи, не прошедшая через средневековые университеты,оставшаяся в стороне от эпохи Возрождения,ещё недавно чуть ли не насильственно толкаемая Петром Великим к необходимости подражать Западной Европе,которая до 1861 года была, по сути, рабовладельческой,неожиданно создаёт такие шедевры культуры,порождает таких высочайше европейски развитых людей,создаёт всемирного уровня литературу, музыку,философию. Ведь Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Лесков и Гоголь, Тургенев и Гончаров,Толстой и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, Чехов и Левитан, Репин и Серов, Суриков и Врубель, Скрябин и Рахманинов, Кандинский и Шагал, Стравинский и Бенуа и многие-многие другие -величайший подарок от России всей цивилизации.
Но время их существования и Творчества - всего одно столетие (!!!).
Вы только подумайте, какой духовный толчок для всей цивилизации за каких-нибудь сто лет! Представить себе интеллектуальную мысль Планеты без этих русских ста лет невозможно, это была бы катастрофа планетарного масштаба!
Именно поэтому удивительный немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр призывает всю интеллектуальную Европу к путешествию на Восток. Страшное гитлеровское Drang nach Osten (путь на Восток) - это всего-навсего нагло украденный и искажённый призыв Шопенгауэра.У Шопенгауэра же это был духовный клич, призыв к путешествию всех интеллектуальных сил в Россию для того, чтобы оживить духовно отживающую старую и дряхлую европейскую цивилизацию.

Е.И.Рерих
У меня одна молитва – это, чтобы Россия соблюла свою вновь обретенную чистоту и не заразилась бы язвой пошлости и растления, разъедающей целые страны. Но, видимо, язва эта оказалась яро заразной и ядовитой...

В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия – в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на «Beati possidentes», но на тревожных духом; то крылья Ангела возмутили воду купели».

Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. …Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира.

Пережила Россия смутное время, переживет и эту страду. Велик дух ее народа, и в страданиях и исканиях обретает он мощь непобедимую. Так суждено.

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 03 мар 2013 20:40 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
Древняя мудрость гласит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый тебе — учитель». Жизнь — как школа, мы — как бездарные в большинстве своём ученики…Сегодня поговорим о школе конкретной, реально существующей. А еще лучше — о той, какой она должна быть. «Школа Будущего» — уникальный эксперимент Михаила Казиника, проводимый им в России, Литве и Болгарии.Эксперимент Казиника, базируется на его теории единого культурного поля: всё в мире взаимосвязано и от полифонических произведений Баха до теории относительности — один шаг. Итак, мир — единый организм, в то время как на уроках нас обычно учили видеть лишь его фрагменты. Подобно тому, как иные врачи лечат лишь печень или желудок, когда заниматься нужно всем организмом, учитывая его целостность.Вот мы отдаем наших чудесных детей в школу. Отдаем на много лет, на 6 — 7 часов в день. Но на выходе мы получаем что-то очень странное, хотя по идее должны получить элиту. Считается, что дети учили и поэзию, и музыку, и историю, прошли по всей планете, познали естественнонаучные предметы, а имеем мы в итоге невероятную серость широких масс. Наш ребенок на протяжении многих лет получал обрывочные сведения о каких-то отдельных странах, о каких-то исторических событиях, никак не связанных между собой, заучивал какие-то математические, литературные обрывки. И ему обычно было неинтересно. А что если не пытаться впихнуть в ребенка географию, историю и математику, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления? То есть вернуться к тому, что делали античная школа, средневековая академия. Вернуть риторику, театральное искусство. «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь», — это знали тысячу лет назад.
Лучшие учителя должны так преподовать математику, будто рассказывать сказки. Потому что вся подлинная культура — это счастье познания, ассоциаций, парадоксов, неожиданной догадки! Это театральная радость! Не существует границы между эмоциональным и логическим познанием, проблема физиков и лириков выдумана. Писатель Замятин, по образованию инженер, строит повествование по математическим, геометрическим принципам. Его роман «Мы» — гениальный синтез математики и литературы. Я могу долго рассказывать, почему композитор Бородин добился таких успехов в музыке как химик и в химии как музыкант. Чем больше я углубляюсь во все предметы, тем больше понимаю, что связано — все и со всем. На уроке физики может звучать музыка Баха, демонстрироваться великие творения живописи и архитектуры с их золотым сечением.
— Какова роль юмора в педагогике?
— Юмор — это интеллектуальное острие! Любая информация, поданная с юмором, запоминается лучше, чем просто информация. При улыбке идёт мощный положительный настрой, сильный энергетический обмен между учителем и учеником, между самой информацией и способностью мозга запоминать. Нельзя воспринимать информацию напряженными мышцами лица. Человек, которого вы обезоружили чувством юмора, не может быть вашим врагом. Через юмор учитель легко завоевывает доверие и симпатию аудитории, а значит, и внимание к своему предмету.
— Но можно ли научить этому преподавателей?
— Я понимаю, у всех разный уровень юмора. Однако можно. Учитель должен помнить: если прошло 15 минут урока и дети ни разу не засмеялись — дело никуда не годится. Дайте им глоток свободы, рассмешите их, расслабьте. Если у вас совсем плохо с импровизацией, то, готовясь к уроку, запаситесь несколькими смешными историями, анекдотами из интернета (конечно, они должны быть как-то связаны с темой урока) и в нужный момент «доставайте» и снимайте напряжение. Подружитесь со своими учениками. Создайте атмосферу радости, праздника. Одну и ту же идею можно подать по-разному и любую можно подать юмористически. Это одна из фигур риторики. Это целое искусство, и ему нужно учиться.

Этот день у учащихся четвёртого класса школы №9 города Выкса был особенным. Три урока, которые прошли в необычном темпе, вели четыре педагога. Классный руководитель Ирина Николаевна Мешкарева была главной среди них. Соратниками её выступали учителя географии, музыки, изобразительного искусства. Дети не обращали внимания на то, что у них на уроке – гости: учителя из других школ и сам автор уникальной методики Михаил Казиник.
Я не устаю сегодня повторять в России, на всех встречах и школах следующую истину. Что такое география? Это место. История – время. Культура – наполнение. Ничего кроме истории, географии, культуры не существует в гуманитарных науках! Они связаны неразрывно. Не знаю, как достучаться до чиновников, что можно реформу провести не ломая всей системы, а предоставляя учителям радостную работу! Представляете, в класс входят четыре педагога и дают по сути спектакль! Можно и детей привлечь к участию в нём, когда кто-то из них получает задание на дом, и тоже участвует в этом спектакле. Учитель же – и режиссёр, и сценарист, и актёр.
Школа – это театр. Мы объединяем несколько предметов в одно гуманитарное кольцо. Здесь и музыка, и живопись, и поэзия...Сказки и вырезалки из бумаги. Мы должны создать на уроке прецедент мышления, чтоб сформировать у детей волновое восприятие. Вспоминаем Данию – тут же всплывают в памяти Андерсен, бумажные кружева, 304 острова, Копенгаген, художники-иллюстраторы произведений, и – крапива! Эльза и её братья. Таким образом мы сформируем поэтически мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. А теперь представьте другой урок. Тема – вода. Вода – как биологическая данность. Море, океан. Вода – жизнь. Вода – мистическая субстанция, у неё есть память. Вода, море в музыке Клода Дебюсси, Равеля. Игра красок, бликов... Море у Пушкина: «Прощай, свободная стихия...» Так мы ведём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.
Кто-то сказал, что если XXI век не станет веком индивидуальностей, как было в эпоху возрождения, то мы погибнем. Цивилизация погибнет. Потому столь важно сегодня создавать уроки в духе эпохи Возрождения. Какие личности творили и жили в тогда! Смотрите: Микеланджело – скульптор, поэт, автор сонетов. Леонардо да Винчи – учёный, автор сказок, летательных аппаратов, художник.
Что мы должны сейчас делать? Строить новую школу. Когда общался с вашими педагогами, я понял, какие метаморфозы произошли с ними. Сначала – недоверие, потом – растерянность «а получится ли?», страх и полное снятие напряжения! Уже никто не боится. Уже верят. Уже увидели, что получилось. А получился великолепный классический урок, соединённый с комплексным. Я сидел, смотрел, слушал и у меня радость была в душе.
Верю ли я, что в России возможна эпоха Возрождения? Конечно. Иначе зачем все мои эмоции, энергия, жизнь? Я верю, что создастся достаточная критическая масса, которая взорвёт время всеобщего равнодушия. И оно наступит. Эпоха новая через поэзию, через формирование типа свободного гражданина, понимание искусства через любовь, восхищение человеком!

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хранители и популяризаторы культуры
Новое сообщениеДобавлено: 03 мар 2013 20:53 
Зарегистрированный пользователь
Зарегистрированный пользователь
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 фев 2013 17:52
Сообщений: 468
Благодарил (а): 238 раз.
Поблагодарили: 429 раз.

Пункты репутации: 158
АвторитетАвторитет
Люди изучают жизнь пчел, муравьев, обезьян; люди изумляются перелетным птицам, их порядку, их стройности, но, все же не делают соответственных выводов для улучшения жизни земной. Естественная история должна быть преподана в школах, как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полетами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все существует — значит все ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки.

Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о ее улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами, между тем, открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду, и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний!
Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?

Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости и когда он заострен, он сливается в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее будущее, но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназначена для условий земли. Синтез духа открывает все сферы. Духовное напряжение накапливает пространственную психическую энергию. Духовное напряжение может вести в любые сферы астрала.(Живая Этика)

_________________
Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Текущее время: 16 окт 2019 12:20


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
[ Мобильный вид ]